Сразу предупреждаю, что данное описание я «набросал грубыми мазками». Оно не является плодом многолетнего изучения исторических фолиантов. Не хочу обидеть племя религиоведов, но мною движет куда более мощный мотив, чем просто желание узнать «с чего все начиналось». Как практик с 15-летним опытом служения, я просто устал наблюдать церковь в ее почти бессильном состоянии. Одно утешает, что «девица не умерла, но спит».
Но все по порядку. Ранняя Церковь получила от природного корня маслины потрясающую, чисто иудейскую способность – влиять на мир. Римская империя первых веков была так обильно «осолена» христианами, что у языческих правителей просто «сносило крышу» от незнания, что им делать с этими международными возмутителями. Вот это была настоящая экспансия! Причем, без всяких там пиар-технологий. Как следствие, периодически на Тело накатывались волны гонений – закаляя и очищая Церковь от «прилипал». Воистину, быть гонимым за правду – привилегия влиятельных христиан. А то, что сейчас некоторые историки дерзают называть периодом «Выживания Церкви», было ее триумфальным распространением.
Интересно, что на протяжении многих десятков лет, римляне считали христиан иудейской сектой. Сходство было налицо: общинная жизнь, совместные праздники и субботы, посещение синагог и разбор еврейских Писаний. Но главным из того, что Церковь переняла у Израиля, была трепетная любовь к Непостижимому Яхве и Его Слову. И это, прошу заметить, без нелепых, философских попыток объяснить все и вся. Традиционное еврейское отношение к Писанию побуждает склониться перед Единым Богом, а языческий стиль – это повыдергивать из Библии доктрины и до крови фехтовать ими со своими братьями. Понятно, что тогда имели место и законнические перегибы, но предположить в такой среде разгул гностицизма было просто немыслимо.
Нам, христианам, воспитанным в имперском духе Константина, трудно представить, насколько «иудействующей» была тогда Церковь. Сейчас это звучит ругательно, тогда – как похвала. Многие в глубине души до сих пор уверены, что по-настоящему Церковь зашагала, только избавившись от этих «убийц Господа». Дикую маслину со временем убедили, что питаться от корня природного дерева не то что не обязательно, а даже унизительно. Во как! Поэтому она утратила духовное влияние и начала умирать.
Конечно, история с позволения сказать, христианства, не написана в черно-белых тонах, но более-менее четкие тенденции в ней прослеживаются. Думаю, что одними из первых в омут греческой философии шагнули апологеты. Пытаясь оправдаться перед общественностью и защитить Церковь от гонений, они начали «препарировать» Писание. В итоге, им пришлось объяснять и себе, и Риму, – Необъяснимого Бога. Никому не пожелаю такой судьбы, ведь была нарушена вторая заповедь, со всеми вытекающими. Но катастрофа заключалась в том, что Церковь проглотила подобные умствования, практически не разжевывая. Она к тому времени уже была разбавлена язычеством, «вовремя» отмежевавшись от «политически неблагонадежных» иудеев. Дальше – больше.
Позорная еллинизация продолжалась. Со временем общины разделились на священников и прихожан. Призванные быть слугами, епископы, все чаще становились поместными царьками. Непредсказуемые служения Духа заменили литургией. На смену танцам и радостной хвале пришло аскетическое уныние. Братское общение – взаимно скрепляющие сухожилия Тела Христова, заменили кафедральным (до сего дня популярным) служением, наполненным пышными обрядами царского двора. В моду надолго вошли суррогаты: мистические обряды, особые одежды и звания служителей, специально построенные храмы. Церковь, в ее восточном «исполнении» возглавил император, а в западном варианте, императором стал ее старший епископ.
Но самое убийственное для Церкви было в том, что любовь к евреям, «кто по отношению к благовестию, стали врагами ради НАС», сменилась оголтелым, дьявольским антисемитизмом. Безумная теория замещения Церковью Израиля обвинила Бога во лжи, ведь Он поклялся в вечной любви к Своему народу. Оторвавшись от корня маслины, большая часть диких ветвей сошла с ума, привилась к власти и начала преследовать рожденных от Духа.
Потом конечно произошла Реформация и много чего интересного. Некоторые аспекты служения были восстановлены. Но в основании своем Церковь до сих пор уязвима и маловлиятельна настолько, насколько заквашена на девизе: «Хлеба и зрелищ». Она заигрывает с властями, вполне осознавая, что при желании ее легко прибить одним «щелбаном». Для этого не нужен Диоклетиан. Достаточно запретить торжественные воскресные собрания из-за эпидемии очередного гриппа или опасности террористических актов, например. Система сразу и рассыплется. Возможно, только тогда многие захотят вернуться к истокам?
Воистину, только утратив все до конца, мы обретаем свободу. От языческой закваски можно избавиться, лишь возненавидев ее. Желаю всем нам поскорее выбраться из крепких объятий Константина. До встречи у масличных корней!
Игорь Корниец,
Керчь, Украина
Пресвитер церкви "Путь Господень"
Прочитано 3306 раз. Голосов 3. Средняя оценка: 4,67
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
В принципе согласен с Вами. Однако есть соображение, что возвращение к корням Вами подразумевается тоже в некотором образе "хлеба и зрелищ". Всё же и в объятьях Константина Бог силён привести к себе ищущих Его. Комментарий автора: Интересно, где Вы увидели что я подразумеваю "хлеб и зрелища", в чем конкретно? Спасибо.
Дмитрий П
2010-05-07 08:33:41
Система сразу и рассыплется. Возможно, только тогда многие захотят вернуться к истокам?
Вот здесь. Если мы подразумеваем под именем церковь некую организационную структуру, призванную мобилизовать, учить, убеждать, всячески стимулировать, то есть формировать и весьти стадо в определенном направлении, то несомненно такая стуктура не устоит. Но если Церковь - единый Богочеловеческий организм, в Котором я ощущаю себя членом Его, то никакие внешние силы не одолеют Церковь. Членство в Церкви - дело не массовое но штучное! Комментарий автора: Когда я предположил, что люди захотят вернуться к истокам, то возможно это и прозвучало наивно. Но я отнюдь не предполагал другую систему, но только организм. Многие разочаровавшись в людях, пошли в церкви ячеечного типа, простые церкви и т.п. Но разочаровавшись в людях, они не разочаровались в системе, и ушли, лелея систему в своем сердце. Предполагаю, что Вас тоже призывали к старой системе в новой обложке?..
брат Cева
2010-05-07 12:07:08
Mир вам. Hа мой взгляд слишком узко-субъективно. Mне приходилось - своими ушами - слышать "закафедральные" рассуждения проповедников о "теплости и даже мертвости" христиан. Слыша это я размышлял над таким вопросом - знают ли они какое оружие им дал Бог ?
Борисовский.
2010-05-07 12:33:23
Если представить,что данное мнение,получит распространение возможные последствия:
1)отказ от догмата Троицы,как выведенного через философские системы Платина.
2)отказ от утверждения что Дух Святой на Церкви,как не соответствующий Писанию
если всё греческое из церкви повыкидывать то что будем делать??
Молиться? Комментарий автора: Молиться, причем усиленно:)
Виктор
2010-05-07 15:43:48
Призываете к сдвигу в сторону ветхозаветного иудаизма?
"Многие разочаровавшись в людях, пошли в церкви ячеечного типа, простые церкви и т.п".
Как Вы понимаете определение "простота во Христе"? Комментарий автора: Да нет, не призываю. Я знаю библейский иудаизм. А ветхозаветный... что это такое?
А по поводу простоты во Христе, вы это соотносите с данной статьей, полагаю?